- СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО
- – государство нового, высшего типа, возникающее в результате победы социалистической революции и слома эксплуататорского государственного аппарата. С. г. является по своей сущности диктатурой пролетариата (см.) и имеет своим назначением уничтожение эксплуатации человека человеком и построение коммунистического общества.
С. г., предопределяемое в конечном итоге базисом социалистического общества, занимает важное место в составе социалистической надстройки, являясь. главным орудием построения социализма и коммунизма и обороны страны от нападения извне. И по своему классовому содержанию, и по своим функциям, и по своим формам и механизму, и по своей роли в обществе С. г. принципиально отличается от любого типа эксплуататорского государства. С. г. представляет собой систему политических учреждений, построенных в соответствии с единственно научной марксистско-ленинской теорией.
Задолго до установления С. г. основоположники марксизма-ленинизма теоретически обосновали необходимость и неизбежность диктатуры пролетариата как государственного руководства обществом со стороны пролетариата, как государства переходного от капитализма к коммунизму периода. Учение о диктатуре пролетариата является главным в марксизме-ленинизме.
Опыт Парижской Коммуны имел громадное зна.-чение для пролетариата, для борьбы за диктатуру пролетариата. Он позволил классикам марксизма-ленинизма создать учение о диктатуре пролетариата, указать пролетариату, чем должен быть заменён подвергаемый слому буржуазный государственный аппарат, предостеречь пролетариат от повторения ошибок, приведших к гибели Парижской Коммуны, которая представляла собою неполную и непрочную диктатуру пролетариата. Парижская Коммуна явилась лишь зачатком, прообразом того сильного и устойчивого С. г., которое в лице Советского С. г. было установлено в 1917 г. в России в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции.
Советское государство является классическим образцом С. г., живым воплощением марксистско-ленинского учения о диктатуре пролетариата, ярким доказательством жизненности и силы марксистско-ленинских идей. За короткий исторический срок Советское С. г., несмотря на наличие враждебного капиталистического окружения, добилось уничтожения эксплуататорских классов, победы социализма, установления морально-политического единства народа, превращения нашей, в прошлом отсталой, страны в чамую передовую в мире, в могучую социалистическую индустриальную державу с передовым коллективным сельским хозяйством. Достижения Советского С. г. в области хозяйства, культуры, в деле повышения материального уровня нашего народа являют всему миру доказательства великих преимуществ социалистического общественного и государственного строя.
С. г. ныне представлено не только Советским С. г., государством победившего социализма, но и государствами европейских стран народной демократии, возникшими в итоге второй мировой войны и успешно продвигающимися по пути строг ельства фундамента социализма, использующими опыт Советского С. г. Победа народно-демократических революций в ряде стран Центральной и Юго-Восточной Европы привела к образованию народно-демократических государств (см.).
И Советское С. г., и европейские народно-демократические государства, отличаясь по своим политическим формам, представляют по своей сущности диктатуру пролетариата. Возникновение народно-демократических государств в Центральной и Юго-Восточной Европе подтверждает всю истинность научного предвидения В. И. Ленина о том, что переход от капитализма к социализму в разных странах не может не дать «обилия и разнообразия политических форм, но сущность будет при этом неизбежно одна: диктатура пролетариата» (Соч., т. 25, стр. 385). Опыт СССР и европейских стран народной демократии доказывает силу и мощь новой, социалистической надстройки, особенно такой важнейшей части её, как С. г., в деле формирования нового, социалистического базиса. Широко используя опыт Советского С. г. в деле строительства социализма, европейские народно-демократические государства добились больших успехов в строительстве фундамента социализма.
Особенность С. г. как политической части новой надстройки заключается в том, что оно является государством, по-новому диктаторским – против буржуазии, против всех эксплуататорских классов – и по-новому демократическим, а именно – для всех трудящихся. Сущность любого эксплуататорского государства сводится к насилию меньшинства над большинством. Совершенно иначе обстоит дело в С. г. Не в насилии гл. обр. сущность диктатуры пролетариата, а в создании высших форм труда, в высокой производительности труда. Насилие, осуществляемое С. г. как диктатурой рабочего класса против эксплуататоров, имеет своей целью строительство ново-гй высшего строя, строя без эксплуататоров, без деления на классы и применяется к меньшинству на базе убеждения большинства, т. е. трудящихся, в интересах этого большинства.
С. г. есть орудие социалистической революции. Возникая в условиях отсутствия или почти отсутствия готовых форм социалистического уклада, С. г., как важнейшая часть политической надстройки, призвано не только подавлять враждебные, эксплуататорские классы и охранять завоевания трудящихся от нападений извне, со стороны капиталистического окружения, но и осуществлять творческую задачу построения новых, социалистических форм хозяйства и в дальнейшем, в условиях сохранения капиталистического окружения, обеспечить постепенный переход от социализма к коммунизму.
«Особая роль Советской власти, – указывал И. В. Сталин, – объясняется двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что Советская власть должна была не заменить одну форму эксплуатации другой формой, как это было а старых революциях, а ликвидировать всякую эксплуатацию; во-вторых, тем, что ввиду отсутствия в стране каких-либо готовых зачатков социалистического хозяйства, она должна была создать, так сказать, на „пустом месте" новые, социалистические формы хозяйства.
Задача эта безусловно трудная и сложная, не имеющая прецедентов. Тем не менее Советская власть выполнила эту задачу с честью. Но она выполнила её не потому, что будто бы уничтожила существующие экономические законы и „сформировала" новые, а только лишь потому, что она опиралась на экономический закон обязательного соответствия производственных отношений характеру производительных сил» («Экономические проблемы социализма в СССР», 1952, стр. 7).
Советская власть, опираясь на упомянутый экономический закон, обобществила в октябре 1917 г. средства производства и создала социалистические формы хозяйства, гл. обр. в области промышленности, а затем, опираясь на этот же объективный закон, завершила приведение производственных отношений в полное соответствие с характером производительных сил путём перевода сельского хозяйству на социалистические рельсы. Советская власть, опираясь и на другие объективные экономические законы, действующие в социалистическом обществе, использовала и использует их в интересах построения социализма и коммунизма. Особенно велико теоретическое и практическое значение для деятельности Советского С. г. основного экономического закона социализма, существенными чертами и требованиями которого является обеспечение максимального удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества путём непрерывного роста и совершенствования социалистического производства на базе высшей техники. Этот экономический закон выражает собой суть социалистического производства. Остальные экономические законы подчинены основному экономическому закону социализма. Так, осуществляя планирование народного хозяйства, Советское государство опирается не только на экономический закон планомерного (пропорционального) развития народного хозяйства и другие экономические законы, но и на основной экономический закон социализма, который определяет цели планирования.
Успешное осуществление Советским государством своей роли главного орудия построения социализма и коммунизма обязано, таким образом, использованию объективных экономических законов в интересах общества.
Советская власть оказалась в состоянии преодолеть сопротивление отживший сил общества применению в интересах общества объективных экономических законов именно потому, что государственное руководство обществом в нашей стране принадлежит рабочему классу – самому передовому классу, знаменосцу применения объективных законов в интересах общества. В лице союза рабочего класса и крестьянства в нашей стране оказалась именно та общественная сила, которая в состоянии преодолеть все и всяческие попытки отживающих сил общества помешать применению объективных законов общественного развития в целях построения социализма и коммунизма.
Особенности С. г. как нового, высшего типа государства проявляются в его функциях, качественно отличных от функций любого эксплуататорского, в частности буржуазного, государства.
В отличие от эксплуататорского государства, основные функции которого не изменяются в пределах существования этого государства, функции С. г. изменяются при переходе его от одной фазы своего развития к другой. Но в любой из этих фаз функции С. г. принципиально отличны от функций эксплуататорского государства. Советское С. г. прошло в своём развитии две главные фазы: первая – от Октябрьской социалистической революции до ликвидации эксплуататорских классов в нашей стране, и вторая – от ликвидации капиталистических элементов города и деревни до полной победы социалистической системы хозяйства и принятия новой Конституции.
В первой главной фазе Советского С. г. основная задача состояла в подавлении свергнутых классов, в организации обороны страны от нападения извне, в восстановлении промышленности и сельского хозяйства, в подготовке условий для ликвидации капиталистических элементов. Отсюда две основные функции, осуществляемые С. г. в первой фазе: функция подавления свергнутых классов внутри страны и функция обороны страны от нападения извне. Обе эти функции лишь внешним образом напоминают функции эксплуататорского государства, по существу же принципиально отличаются от них. Советское С. г., осуществляя функцию подавления внутри страны, подавляло эксплуататорское меньшинство в интересах трудящегося большинства, а осуществляя функцию обороны от нападения извне, защищало от внешнего нападения интересы трудящегося большинства. Эксплуататорское же государство, осуществляя функцию подавления внутри страны, подавляет эксплуатируемое большинство ради интересов эксплуататорского меньшинства, а осуществляя внешнюю функцию, защищает богатства и привилегии эксплуататорского меньшинства.
Уже в первой фазе своего развития Советское С. г., наряду с указанными выше двумя основными функциями осуществляло такую новую, не известную эксплуататорскому государству функцию, как функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы органов государства. Эта функция в условиях первой фазы развития Советского С. г. не могла получить серьёзного развития в силу необходимости сосредоточения главного внимания на подавлении эксплуататорских классов и обороне страны от нападений со стороны капиталистических государств. Тем не менее эта функция имела место с самого начала возникновения Советского С. г., и без успешного осуществления её немыслимо было бы построение социалистического базиса, превращение нашей страны ко времени вступления С. г. во вторую главную фазу развития из отсталой в прошлом в могучую социалистическую индустриальную страну с передовым сельским хозяйством.
С вступлением Советского С. г. во вторую фазу развития изменяется основная задача, стоящая перед ним, что вызывает изменение и в его функциях. Основная задача С. г. во второй фазе – организация социалистического хозяйства по всей стране и ликвидация последних остатков капиталистических элементов, организация культурной революции, организация вполне современной армии для обороны страны. Ликвидация эксплуататорских классов вызвала отпадение функции военного подавления внутри страны. Вместо этой функции появилась функция охраны социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра. Полностью сохранилась функция военной защиты страны от нападений извне. Осуществляемая С. г. оборона страны от нападений извне является необходимым условием обеспечения мирного творческого труда, самого существования С. г. Осуществляя функцию обороны страны от нападений извне, укрепляя свою обороноспособность, Советское С. г. в то же время ведёт борьбу за мир во всём мире, против поджигателей новой мировой войны. СССР возглавляет ныне всё прогрессивное человечество в борьбе за мир. Советская политика мира и безопасности народов исходит из того, что мирное сосуществование и сотрудничество капитализма и социализма вполне возможны при наличии обоюдного желания сотрудничать, при готовности исполнять взятые на себя обязательства, при соблюдении принципов равноправия и невмешательства во внутренние дела других государств. Мирная политика, проводимая Советским государством со времени его возникновения, имеет свои глубокие экономические основы, полностью соответствуя требованиям основного экономического закона социализма.
Функция хозяйственно-организаторской и культурно-воспитательной работы органов государства не только сохранилась, но и стала одной из основных функций, получила полное развитие. В условиях победы социализма основной задачей внутри страны является мирная хозяиственно-организаггорская и культурно-воспитательная работа. Особенный размах эта функция получила после Великой Отечественной войны, закончившейся полным разгромом фашистской Германии, разбойничье нападение которой на нашу страну временно приостановило её продвижение по пути завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. Грандиозный размах мирного творческого труда советского народа, труда, направляемого на строительство коммунизма, свидетельствует перед всем миром о созидательной мощи политической надстройки социалистического общества.
В условиях победы социализма С. г., опираясь на уже построенный и ©крепнувший социалистический базис, получает возможность воздействия на производство (через базис) в таких огромных масштабах, которые были не под силу в условиях первой главной фазы, когда социалистический базис только воздвигался.
В функциях С. г. находит своё яркое выражение сущность С. г. как диктатуры рабочего класса, как государства нового, высшего типа. Народно-демократические государства Центральной и Юго-Восточной Европы как государства социалистического типа, государства строящегося социализма осуществляют те же функции, что и Советское С. г. в первой главной фазе своего развития. Возможность располагать опытом Советского С. г. и его братской бескорыстной помощью позволяет этим государствам уже сейчас более широко осуществлять хозяйственно-организаторскую и культурно-воспитательную функцию в сравнении с Советским государством в первой фазе его развития, которое не могло опереться на чей-либо опыт в деле создания социалистического базиса и помощь со стороны какого-либо другого С. г., ибо таковых, кроме СССР, ещё не существовало.
Сущность С. г., его приспособленность к требованиям основного экономического закона социализма находят своё яркое выражение не только в его функциях, НО и в- его формах. В противоположность эксплуататорскому государству, всегда представляющему диктатуру меньшинства! над большинством, а поэтому никогда, даже и в том случае, когда оно облекается во внешне демократические формы, не являющемуся подлинно демократическим государством, С. г. представляет собой диктатуру большинства над меньшинством, т. е. диктатуру трудящихся над эксплуататорами, поэтому оно является подлинно демократическим, обеспечивающим полновластие трудящегося народа. Последовательно демократические формы С. г. обусловлены уже тем, что диктатура пролетариата есть высший тип демократии – демократии социалистической. Основной принцип диктатуры пролетариата – союз рабочего класса с крестьянством при руководящей роли в этом союзе рабочего класса – находит своё выражение в форме С. г., обеспечивающей принадлежность всей государственной власти трудящимся города и деревни в лице их представительных органов, являющихся политической основой государства.
Классической формой С. г. является Советская республика. Эта политическая форма диктатуры пролетариата была открыта В. И. Лениным на основе обобщения революционного опыта русского рабочего класса, создавшего в революциях 1905 г. и 1917 г. в России такие новые политические учреждения, как Советы. До февраля 1917 г. марксисты всех стран исходили из того, что наиболее целесообразной формой диктатуры пролетариата является парламентарная демократическая республика. Хотя Маркс ещё в 70-х гг. прошлого столетия указывал, что не парламентарная республика, а политическая организация типа Парижской Коммуны является наиболее целесообразной формой диктатуры пролетариата, но это положение не получило своего дальнейшего развития. Руководящим положением в этом вопросе стало замечание Энгельса в его критике проекта Эрфуртской программы о том, что демократическая парламентарная республика является специфической формой диктатуры пролетариата. Ленин, исходя из анализа Советов, выдвинутых революционным движением в России, творчески развил марксизм, обогатил его новым положением о республике Советов как наилучшей политической форме диктатуры пролетариата.
Обобщая опыт революционного движения в России, Ленин указывал на VII съезде партии, что если бы «...народное творчество русской революции, прошедшее через великий опыт 1905 г., не создало Советов еще в феврале 1917-го года, то ни в каком случае они не могли бы взять власть в октябре, так как успех зависел только от наличности уже готовых организационных форм движения, охватившего миллионы. Этой готовой формой явились Советы, и потому в политической области нас ждали те блестящие успехи, то сплошное триумфальное шествие, которые мы пережили, ибо новая форма политической власти была наготове и нам оставалось только нескольким» декретами превратить власть Советов из того эмбрионального состояния, в котором она находилась в первые месяцы революции, в форму законно-признанную, утвердившуюся в Российском государстве, – в Российскую Советскую республику» (Соч., т. 27, стр. 67–68). Огромные преимущества Советской республики перед парламентарной республикой Ленин ясно раскрыл ещё в работах «Удержат ли большевики государственную власть?» и «Государство и революция», написанных им в 1917 г., накануне Великой Октябрьской социалистической революции.
Обобщая и развивая гениальное ленинское учение о Советской республике как наилучшей политинеской форме диктатуры пролетариата, неизмеримо превосходящей своим демократизмом парламентарную республику, И. В. Сталин указывал, что Советы являются наиболее всеобъемлющими массовыми организациями пролетариата, единственными массовыми организациями, обнимающими всех угнетённых и эксплуатируемых и позволяющими осуществлять наиболее легко и наиболее полно политическое руководство борьбой масс со стороны их авангарда, т. е. со стороны пролетариата. Советы являются наиболее мощными органами революционной борьбы, непосредственными организациями самих масс, т. е. наиболее демократическими, максимально обеспечивающими участие масс в устройстве нового государства!, максимально развивающими революционную энергию, инициативу, творческие способности масс в борьбе за разрушение старого уклада и строительство нового уклада. В силу своего подлинного демократизма, в силу своего интернационализма, по самой своей структуре Советская власть облегчает пролетариату осуществление государственного руководства обществом, создание и укрепление союза рабочего класса и трудящегося крестьянства, уничтожение всякого национального гнёта, облегчает сотрудничество трудящихся масс различных национальностей и объединение их в едином государственном союзе.
«Республика Советов является, таким образом, той искомой и найденной, наконец, политической формой, в рамках которой должно быть совершено экономическое освобождение пролетариата, полная победа социализма. Парижская Коммуна быиа зародышем этой формы. Советская власть является её развитием и завершением» (Сталин И. В., Соч., т. 6, стр. 122). В Советах был найден ключ к разрешению национального вопроса.. Формы государственного устройства Советского С. г. обеспечивают братское сотрудничество и равноправие всех народов нашей страны. Опыт показал, что созданные в нашей стране формы государственного устройства многонациональной страны, основывающиеся на. принципах добровольности вхождения в Союз, равноправия всех наций, на принципах ленинско-сталинской национальной политики, обеспечивают братское сотрудничество и дружбу iicpx наций, расцвет национальной по форме и социалистической по содержанию культуры. вступление Советского С. г. во вторую главную фазу своего развития вызвало, вследствие уничтожения эксплуататорских классов, изменение его организационных форм и расширение социальной базы диктатуры пролетариата. Всё это означало превращение диктатуры пролетариата в более гибкую и более мощную систему государственного руководства обществом. Конституция 1936 г. привела политическую (и юридическую) часть надстройки советского общества в соответствие с глубокими изменениями в экономике и в классовой структуре общества в итоге победы социализма. Изменение форм С. г. во второй фазе его развития идёт по линии дальнейшего расширения социалистической демократии и наилучшего приспособления политических учреждений к условиям победы социализма, к задачам завершения строительства социализма и постепенного перехода к коммунизму. Советское С. г. во второй фазе своего развития серьёзно отличается от того, чем оно было в первой фазе, не только по своим функциям, но и по своим формам. Но все эти изменения явились дальнейшим развитием той же политической формы – Республики Советов с учётом изменений в классовой структуре и экономике, при неизменности её сущности – диктатуры пролетариата.
Народно-демократические государства Центральной и Юго-Восточной Европы, осуществляющие на втором этапе развития функции диктатуры пролетариата, отличаются по своей форме от Советского С. г. Формой этих государств является народно-демократическая республика; имеющиеся между этими двумя .формами диктатуры пролетариата – Советской республикой и народно-демократической республикой – различия касаются, однако, второстепенного, а не главного, так как общность их содержания – диктатура пролетариата – обусловливает и общность главных политических и организационных принципов, лежащих в основе той и другой политических форм.
Народно-демократическая республика так же, как и Советская республика в условиях первой фазы Советского С. г., закрепляет полновластие трудящегося народа в условиях существования свергнутых, но ещё не ликвидированных эксплуататорских классов. В отличие от Советской республики в первой фазе развития народно-демократические республики не прибегают к лишению избирательных прав эксплуататоров и их агентуры. Лишение эксплуататоров избирательных прав не является обязательным для всех этапов С. г. и для всех стран, где устанавливается диктатура пролетариата. В условиях существования могучего Советского С. г. и его бескорыстной помощи народно-демократическим государствам, облегчающей им борьбу против свергнутых эксплуататорских классов, лишение избирательных прав эксплуататоров не представляет необходимости. Отдельные особенности народно-демократических республик, как, напр., существование народных фронтов, отличие в структуре некоторых органов и т. д., объясняется специфическими особенностями условий, в которых возникали эти государства. Однотипность Советского С. г. и народно-демократических государств Центральной и Юго-Восточной Европы (на втором этапе их развития) обусловливает в основном и сходство механизмов этих государств, с той, однако, разницей, что механизм Советского С. г. на данной фазе его развития представляет собой механизм, приспособленный к условиям второй фазы развития С. г., характеризующейся отсутствием эксплуататорских классов, наличием морально-политического единства народа, в то время как механизм народно-демократических государств приспособлен к условиям первой главной фазы С. г.
Характерным для механизма С. г., принципиально отличного от механизма эксплуататорского государства, является отсутствие барьера между массами и входящими в механизм государства политическими учреждениями, построение этих учреждений и механизма в целом в соответствии с принципом демократического централизма. Ведущая и руководящая роль во всём механизме диктатуры пролетариата принадлежит Коммунистической партии.
Опыт СССР и стран народной демократии подтверждает, что главным условием, обеспечивающим успешную деятельность С. г., является руководство со стороны коммунистической партии. Политика коммунистической партии является жизненной основой ка.к в СССР, так и в европейских странах народной демократии. Как и в СССР, во всех этих странах, руководящая роль принадлежит коммунистической партии (в некоторых из этих стран она носит название рабочей или трудовой). Все успехи Советского С. г. достигнуты под руководством Коммунистической партии Советского Союза. Братские партии в народно-демократических и капиталистических странах учатся у Коммунистической партии Советского Союза, справедливо названной первой «ударной бригадой» мирового революционного и рабочего движения.
Опыт Советского С. г., как главного орудия построения социализма и коммунизма, вооружает всё прогрессивное человечество, показывает ему путь к светлому будущему. Советское государство превратилось в серьёзную международную силу, могущую воздействовать на международную обстановку. Неизмеримо вырос международный авторитет Советского С. г. Ныне ни один сколько-нибудь серьёзный международный вопрос не может быть решён без участия Советского Союза.
Обобщая опыт нашей страны, опыт победы социализма в одной стране, находящейся в капиталистическом окружении, И. В. Стадии творчески развил марксизм-ленинизм, обогатил его новым важным выводом о том, что С. г. сохранится и в условиях коммунизма, если к тому времени не будет ликвидировано капиталистическое окружение, а следовательно, опасность военных нападений извне.
XIX съезд Коммунистической партии Советского Союза подчеркнул необходимость дальнейшего всемерного укрепления Советского С. г. Советское С. г., сильное сознательностью масс, опирающееся во всей своей деятельности на творческую инициативу масс, под руководством Коммунистической партии идёт к новым успехам коммунистического строительства.
Юридический словарь. — М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.